Некоторые зовут их
Htin, а некоторые - Lua. Они не носят ярких костюмов, и видимо это является
причиной того, что изображения Htin отсутсвуют на почтовых открытках и
туристических постерах.
Возможно Htin пришли
в Таиланд из Лаоса. В Тае их называют Tin, Thin, или Kha T. В Лаосе они зовутся
Phai или Kha Phai. В Таиланде они сами себя зовут - "Mal" или
"Prai". Эта этническая группа принадлежит к Mon - Khmer ветви Austro
- Asiatic лингвистического семейства.
Эти племена
первоначально проживали на территории королевства Sib Song Panna, провинции
Yunnan на юго-западе Китая, перед тем как мигрировать в Таиланд. Около 150 лет
т.н., им пришлось оставить оседлый образ жизни, что бы поселится в Chiang Kham
и Chiang Muan.
В Таиланде их
насчитывается примерно 35.000 чел. и большинство живёт в провинции Nan, между
реками Nan и Mae Khong.
Хижины построены на
сваях, пол и стены из бамбука.
Htin в основном
выращивают клейкий рис, основную пищу северных районов.
Htin анимисты, хотя
некоторые приняли Буддизм, особенно в деревнях расположенных в низменностях.
Некоторые деревни Htin имеют Буддийские храмы.
Племена этих людей
моногамны, после свадьбы жених переселяется в дом невесты, а после рождения
нескольких детей пара ищет себе отдельное жильё.
Их умелые руки ткут
шёлковые и хлопковые ткани, которые можно купить во многих деревнях. В
настоящее время Тайские Htin организовали свой культурный центр в деревне Baan
Yuan Village в Chiang Kham. Цель этого центра состоит в том, чтобы продвинуть
обучение навыков ремесла и сохранить их культуру, которая является полностью
уникальной в отличие от других племен.
7.Племя
Тайяй(Taiyai).
Поездка в Mae Hong
Son – это путешествие на очаровательную землю облаков и гор покрытых
вечнозелеными лесами и хранящую в себе экзотическую культуру, которая
возвращается вас во времена, предшествующие написанию истории мира. Спрятанная
в невысокой долине Таиланда на северо-западной границе с Бирмой, маленькая
деревня была основана фермерами мигранта Shan в начале 19-ого столетия. Задолго
до этого предки этих фермеров сформировали мощное Nanchao Королевство Tai в
южном Китае.
От начала 7-го
столетия к началу 19-го,эти племена медленно двигались в южном направлении,
постепенно оккупируя северную Бирму, которая становится государством Shan, и в
итоге переходят горную цепь Loi Lar, которая сегодня отделяет Бирму от Таиланда
в северо-западном углу страны.
Племя Shan в течение
многих столетий перемещалось между Бирмой и Таиландом, прежде чем основало
колонию в северо-западном Таиланде. Они прибывали ежегодно из северной части
Бирмы в Mae Hong Son на лесоразработки. В Таиланде, их первое поселение было
деревней Baan Pong Mu, которую они основали в 1831. За следующие десятилетия,
их население росло с границами Таиланда, тогда и был основан город, который
позже стал известен как Mae Hong Son.
Эти люди выбрали
участок для своего поселения согласно традиции их предков. Tai всегда
предпочитали область невысоких гор, которая подходила для их традиционного
занятия - выращивания зерновых культур. Хорошие урожаи риса требовали особых
климатических условий. Эти склоны, где летом температура была очень высока, а
зимой опускалась достаточно низко, прекрасно подходили для этих целей. Область
также требовала существенного наличия ливневых дождей, для хороших урожаев
летних и зимних зерновых культур.
Поселенцы Shan
выбрали идеальный участок, когда они начали строить Mae Hong Son. Зимние
температуры снижались до 2-х градусов ниже нуля по Цельсию, обеспечивая
необходимый температурный баланс на многих плантациях, а летние температуры, с
другой стороны, поднимались столь до 40 градусов, обеспечивая жаркий
тропический климат, столь необходимый для роста их риса. Кроме того, наличие
вполне мощных дождей в сезон муссонов, между летом и зимой, предусмотревало
естественную ирригацию земли. Эта редкая комбинация перепада сезонных температур,
в области далеко отдалённой от любого побережья, давала поселенцам Shan
необходимые климатические условия, для производительного роста посевов, на
богатых плодородными почвами горных землях. Высоко поднимающиеся склоны, и
резкие различия в сезонной температуре и влажности приносили на их земли
туманы, которые поднимались от утренней земли и дрейфовали по дорожкам, а позже
и дорогам города. Ведь Shan были фермерами и поселенцами, и когда они обживали
этот район, они чётко знали о его пригодности для их целей.
И посей день, по их
старой традиции они машут своими мотыгами и обрабатывают склоны гор. Они
прививают зерновые культуры и используют в своих интересах богатство окружающей
дикой природы. Бесконечные холмы высокого и прочного бамбука использовались для
зданий их временных убежищ, загонов для домашнего скота и складов хранения.
Листву использовали для кровли. Плотный лес обеспечивал их, традиционным
домашним строительным материалом - древесиной. Они строили свои дома и деревни
на холмах, а уже потом медленно расширяли свои хозяйства в долину.
Когда они прибыли на
северо-запад Таиланда, Буддизм Тхеравады постепенно вытеснил их религиозную
культуру
и Shan начали
проводить фестивали и церемонии по новым религиозным правилам. Как и раньше,
каждый год они отмечают эти радостные празднества на их новой земле. В их
естественной, горной среде обитания, они передовали свою культуру от поколения
к поколению, и это сделало племена еще более сильными. Теперь Tai считались
новой народностью в новой стране, и они хотели установить для себя свой
собственный мир. Они обучали своих детей по Буддийским канонам, и эта традиция
присутствует в их семьях по сегодняшний день. Самые красочные, сердечные
Буддистские празднества в Таиланде - это знаменитые живые фестивали Shan,
знаменитые в Mae Hong Son.
Прежде, чем придаток
северной области Lanna - Chiang Mai стал частью Таиланда в конце 19-ого
столетия, Mae Hong Son имел собственного Tai - короля. Их первый король, Phaka
Toekshan , строил известный Wat Phra Norn в Mae Hong Son. Это было первым
храмом, построенным в городе, и легенда гласит, что Phaka Toekshan заказа в
Бирме великолепные 12 - метровые статуи Будд, размещенные и обработанные так,
чтобы храм мог быть расположен внутри них. Wat Phra Norn - это храм где захоронен
прах всех Shan- королей правящих в Mae Hong Son.
В северной области
Mae Hong Son, вдоль бирманской границы, можно найти группу людей называющих
себя " Tai Yai ". На Тайского языке это - переводится как
"Большой Тай", противоположное значение " Tai noi " или
"Маленький ТАЙ" известны, как тайские люди Таиланда и Лаоса.
Происхождение всего
народа Tai - с юга Китай, но в последствии эта группа, мигрировавшая много лет
назад (после вторжения Монголов в Бирму в 1238, пытавшихся покончить с
бирманским королевством язычников), по плодородным долинам рек Salaween ,
Irrawaddy and Chindwin к тому месту, каковым является теперь северная Бирма,
основала государство был длинный конфликт, состоящее из множества королевств,
которым пришёл конец с началом британского владычества.
В течение многих
столетий между народом Shan состоял в конфликте с бирманским правительством за
управление своим королевством. Этот конфликт закончился только в последние
годы, дав первым некоторую степень независимости. Государство Shan на севере Бирмы,
является так или иначе независимым до сегодняшнего дня и это благодаря королю
опиума - Kun Sa.
Народы Shan говорят
на их собственном диалекте Тайского языка, они придерживаются буддийских правил
и у них много общего с Tai noi Таиланда и Лаоса.
В Mae Hong Son, куда
они прибыли за прошедшие 200 лет, больше половины жителей - Shan. Они большие
умельцы по культивированию риса. Их дома стоят на сваях, а в центре деревни
прямоугольный буддийский храм. Сегодня в Таиланде эти народы смело заявляют о
себе обществу. Приблизительно половина населения в Mae Hong Son все еще
нанимается в сельскохозяйственном секторе, производя рис, сою и чеснок.
Много религиозных
ритуалов Shan - уникальны, и стали популярными достопримечательностями в Mae
Hong Son. Наиболее популярный - трёхдневный фестиваль Poi Sang Long, проводимый
в апреле. Второй по популярности процесс тщательного разрабатывания пагод,
имеет место быть в октябре.
8.Племя
Каму (Kamu).
Если выхотите увидеть
настоящих Kamu, поезжайте в Лаос. В Таиланде их небольшое количество, в
основном в провинции Nan. Несколько племён проживают в Kanchanaburi и Lampang.
Kamu одно изнебольших
горных племён живущих вдоль Тайско-лаосской границы. В настоящее время
насчитывается около 10.000 человек этого племени. Оно произошло из Лаоса,
главным образом из районов Luang Prabang и Xieng Khoung.
Первые люди Kamu
мигрировали в качестве рабочей силы для работы на тиковых лесозаготовках или
тому подобное.
Сейчас они живут в
маленьких деревнях, расположенных на склонах гор и выживают за счёт сельского
хозяйства, охотясь, ловя рыбу и торгуя.
В религии Kamu
придерживаются анимизма. На родине их предков в племени всегда были шаманы,
которые занимались магически-религиозными практиками и часто участвовали в
различных церемониях. Раньше существовала крошечная подгруппа, ' Kha Hoh ' или
Huay - " Летающие Рабы", которая долго использовала Kamu как
посыльных, из-за их стремительности.
9.Племя
Лису (Lisu).
Lisu говорят на
Китайском-тибетском языке, полностью отличном от Тайского, хотя большинство
молодых людей в деревнях Lisu теперь всё больше говорят по Тайски, тогда как
многие из старших хранят верность своей культуре, или по крайне мере не делают
это открыто. Обращаться к ним на их языке - значит оказывать им уважение. Вот -
несколько полезных фраз, для разгова с сельскими жителями.
Племя Lisu , вероятно
возникло в Восточном Тибете, но прибыло в Таиланд из Китайской провинции
Юньнани , приблизительно 100 лет назад, и его поселения здесь не так уж
многочисленны. Первое из них было основано в Таиланде в 1918 году в провинции
Чианграй: деревня под названием Дой Чанг к юго-западу от Чианграя активно
посещается и сегодня. В Таиланде насчитывается приблизительно 30 000 Людей
Lisu. Их поселения разбросаны по всему северному Таиланду, особенно между Chiang
Mai и Mae Hong Son, а также в провинциях Chiang Rai, Chiang Mai, Phayao, Tak,
Lampang, Sukhothai, Kamphaeng Rhet, и Phetchabun.
Обычно же лису
предпочитают селиться в достаточно отдаленных районах, иногда в смешанных
деревнях с племенем лаху. Именно по причине удаленности от туристических троп
довольно мало туристических фирм в Таиланде сегодня предлагают экскурсии к
лису.
Lisu принадлежат к
Tibeto - бирманская ветви, китайско- тибетского лингвистического семейства.
Lisu - это
экстраверты- кипучие и дружественные люди, Они обладают неутолимым духом. Они
инициативны и приспосабливаемы, сильны и уверены в себе. Среди горных народов
Индокитая лису считаются слишком независимыми - они гордятся тем, что не только
закону, но даже местным вождям не допускается регулировать права члена племени.
В связи с этим племенное объединение является здесь довольно непрочным, и
только семья служит основной ячейкой общества.
Они разделены на две
этнических подгруппы:
•Цветочный или Hua Lisu
•Черный или Он Lisu
Большинство Lisu в
Таиланде - цветочный Lisu . Lisu живут на высотах от умеренных до высоких, хотя
многие теперь двигаются к низменностям Их поселения расположены в горной
местности на средней высоте приблизительно 1 000 метров . Lisu любят жить около
вершин гор, так близко насколько возможно к рекам или водопадам. Подобно
большинству людей, которые живут на холмах, Lisu в основном заняты в сельском
хозяйстве. Они выращивают рис, зерно и овощи, опиум для продажи. Для многих
поколений Lisu главным средством для проживания было культивирование мака и
опиума Много деревень до недавнего времени были вовлечены в эту торговлю , и
имеется мнение что они выращивают лучший опиум. . Многие бросили выращивание
мака, и теперь стремятся пополнить свой доход методом продажи изделий
собственного производства. Мужчины производят арбалеты, музыкальные
инструменты, капканы, и другие изделия, сделанные из древесины, бамбука и
ротанговой пальмы. Они получают дополнительный доход от продажи домашних
животных - типа свиней и рогатого скота.
Их здания никогда не
имеют бодее одной двери и ориентируются параллельно хребту, на который смотрит
дом.
Хижины построены на
земле, с земляным полом и бамбуковыми стенами вокруг конька крыши. Они живут
большими семейства, число спален в зависит от размера семейства. Не состоящие в
браке девочки, после половой зрелости имеют частную спальню . Каждый дом имеет
алтарь в задней части жилой области с полками, на которых закреплены
церемониальные сосуды и дымящиеся благовония. Каждая деревня имеет дом духа, и
каждый дом имеет маленькую святыню для поклонения духам предков. Lisu –
отличные "инженеры" среди горных племён , в большинстве их деревень
имеется водопровод, состоящий из большой бамбуковой трубы, берущей начало из
близлежащего водного источника.
Lisu - красивые люди,
возможно выглядящие лучше всех относительно остальных племен. Следовательно,
они - среди остальных этнических групп наиболее конкурентоспособные. Женщины
лису считаются одними из самых красивых в горах северного Таиланда и Бирмы, и китайские
гоминьдановские солдаты, отступившие в эти земли после победы в Китае
коммунизма в 1949 году, обычно предпочитали брать в жены именно девушек из
племени лису. Поэтому сегодняшние представители племени свободно говорят как на
своем языке, так и на китайском. Ухаживание и брак высоко стилизованы среди
Lisu, вовлекая высокий "выкуп за невесту". Существует боле двадцати
кланов Lisu, и брак должен быть между членами различных кланов.
Свадьба остается
одним из самых веселых и бурных празднеств племени - в течение нескольких дней
жители едят, пьют, веселятся и принимают гостей из соседних деревень.
Возглавляют обряды и верховный жрец. Группы молодых людей со всей округи
одеваются в свои лучшие одежды (голубые штаны, черную рубашку и маленький белый
тюрбан) и прибывают в деревню, где веселят местных девиц игрой на музыкальных
инструментах - китайской двухструнной лютне и бамбуковой флейте. В свою
очередь, женщины надевают на себя традиционные наряды в виде огромных расшитых
разноцветными нитями черных тюрбанов и длинных кофт, на которые прикрепляются
многочисленные серебряные украшения.
Lisu знамениты своими
красочными платьями. Женщины носят ярко цветные костюмы, которые состоят из
синей или зеленой пестрой туники длиной до колена, с широким черным поясом и синими
или зелеными штанами. Длинные волосы привязаны в задней части. Рукава, плечи, и
манжеты вышиты узкими, горизонтальными синими, красными и желтыми полосами. На
Новогоднем фестивале, в начале февраля, можно наблюдать великолепные показы
костюмов, включая жилеты и пояса хитро сплетённого серебра и шляп с
разноцветными помпонами. Мужчины носят зеленые, розовые или желтые мешковатые
штаны и вертикально открывающийся синий жакет.
Lisu настоятельно
верят в мир духа, и их шаманы используют свой опыт, чтобы предугадать причины и
методы лечения всех болезней. Эти племена немного выделяются от остальных
племён, они любят думать о себе немного выше, отличаются своей гордостью. Они
являются наименее робкой этнической группой и в общем хорошо приспосабливаются
к изменениям имеющим место в их обществе.
Несколько Lisu были
обращены в христианство западными миссионерами . Существуют неплохие
предпосылки для выживания этой культуры. Lisu хорошо приспосабливаются к быстро
изменяющемуся миру, и гордятся своей культурой, которая в значительной степени
не была затронута Тайской культурой.
10.Племя
Palong.
Племя Palong называют
себя "Ta Ang". Они принадлежат к Мон - кхмерской ветви
южно-азиатского лингвистического семейства. В настоящее время всё население
Palong составляет около 250 000 человек. В Таиланде существует очень мало
деревень, населёнными Palong , почти всё их население прибыло из Бирмы. На
территории Таиланда деревень этого племени насчитывается всего несколько штук,
и столь же мало фирм предоставляют возможность прокатиться к местам их
обитания. А ведь когда-то народы, родственные бирманским монам, населяли весь
этот район и развивали свое сильное государство. Когда моны были разгромлены
бирманцами, их родичи палаунг удалились в горы.
Также племена Палонг
могут быть найдены в Бирме, в гористом северо-западном углу Государства Shan ,
в южной части Государства Kachin , и немного - возможно 20 000 - в Китайской
провинции Yunnan . Около тысячи Палонг должны проживать в Таиланде, в северной
части Chiang Mai , в области на границе с Бирмой.
Палонг подразделяются
на Золотых (Shwe) и Серебряных (Pale) , которых можно различить по их костюмам.
Костюмы их женщин - это красный саронг подобно предмету одежды, и в большинстве
случаях это синий жакет с красным воротником и широкими серебряными поясами.
Красотки племени любят также украшать свою талию несколькими поясами,
инкрустированными серебром. И мужчины и женщины украшают свои зубы золотом,а
также курят табак и жуют орехи бетеля.
Брачные ухаживания
обычно начинаются во время уборки урожая чая. Несколько браков часто проводятся
вместе и сопровождаются трехдневным гулянием.
Их главное средство к
существованию – выращивание танатепа , большого листа, для обёртывания
бирманских сигар - и чая. Бирма активно использует этот главный сельскохозяйственный
навык Palong. Помимо чая, они также выращивают рис, бобы, ямы, сахарный
тростник, гашиш, перцы чили и другие зерновые культуры.
В остальном Palong
влачат жалкое существование, будучи одним из беднейших племен региона.
Их здания - соломенные
деревянные постройки, расположенные на сваях.
Прежде верившие в
существование духов , большинство Палонг в настоящее время обратились к Будде.
Они практикуют Буддизм Shan-типа, смешанный с анимизмом, который включает
поклонение духу предков и празднуют фестиваля духа в сентябре.