Племена Hmong,
известные в Таиланде как Meo(что в переводе означает - варвар ), найдены во
многих странах Юго-Восточной-Азии типа Лаоса, китайской провинции Юньнани и
Вьетнама. Говорят, что Hmong, принадлежащие к группе Meo - Yao австронейзийских
языков, были исконным населением южного и юго-восточного Китая, имея
характерные взгляды и черты китайцев , и в горы были вытеснены только
наступлением народа хань, этнических китайцев. Впоследствии неурядицы в Китае,
гражданские войны и ряд других соображений заставил эту народность искать
счастья на юге - так в 19-20 веках хмонг появились в областях Индокитая,
особенно в Лаосе, где в 60-е годы прошлого века на деньги ЦРУ была организована
даже целая освободительная армия под командованием генерала Wang Pao,
боровшаяся с коммунистами за создание собственного государства. После разгрома
Ванг Пао масса Hmong (до 10% населения Лаоса) эмигрировала в Таиланд.
В течении Вьетнамской
войны, много Hmong боролись рядом с американскими отрядами против
коммунистических сил Лаоса. Они были храбрыми и дисциплинированными борцами.
Много людей Hmong были убиты вьетнамской армией, после войны они бежали в
Таиланд или переселились в Соединенные Штаты и много тысяч были 'вознаграждены'
американским гражданством. Наибольшее поселение Hmong находится в Миннеаполисе,
Штате Миннесота, США.
В ю-в Азии они
рассеяны по всему Югу Китая в провинциях Kweichow, Hunan, Szechwan, Kwangxi, и
Yunnan . Есть также Hmong общины в Северном Вьетнаме, Лаосе, и даже немногие в
Бирме и в Европе. Hmong - вторая по величине группа в Таиланде после Карен и
составляющая около 20 % всех племенных людей страны.
Поселения Hmong
широко распространены в Северной части Таиланда, в основном в Chiang Mal,
Chiang Rai, Nan, Phrae, Tak, Lampang, Phayao. Phetchabun, Kamphaeng
Phet, Mae Hong Son, Sukhothai, Pitsanulok и Loei.
Широкое расселение по
горным районам Юго-Восточной Азии привело к появлению большого колитчества
подгрупп хмонг, которых чаще всего различают по доминирующему оттенку в одежде.
В южном Китае этих разновидностей настолько много, что часто представители
разных племен не понимают язык друг друга.
Существует две
подгруппы: Белый и Синий.
На западе Chiang Mai,
большинство деревень Синих Hmong ( также известен как черный Meo , Цветочный
Meo или Полосатый Meo).
Женщины из этой
группы носят плиссированную юбку окрашенную в отличительное индиго или
клетчатую юбку с батником или жакетом из чёрного атласа с широкими отворотами,
вышитыми жёлтым или оранжевым.
На востоке,
располагаются деревни только Белых Hmong ( Hmong Daw) . Женщины Белых Hmong
носят белую плиссированную юбку только в церемониальных случаях, но когда
заняты в ежедневной бытовой работе, они надевают окрашенные индиго брюки. Их
жакеты просты, с синими манжетами. Их население в Таиланде - приблизительно 70
000. Они пришли с западного Китая, возможно из Монголии.
Последняя подгруппа
известна как Gua M'ba Meo (Hmong Gua M'ba), что в переводе звучит как
"Нарукавная повязка". Эта подгруппа только недавно появилась из
Лаоса, и фактически это подгруппа Белых Hmong.
Имея, острый и
организованный ум, Hmong вероятно является наиболее успешным из племен в
приспосабливании к изменяющемуся миру, в котором они живут.Иностранных туристов в Юго-Восточной Азии племя
хмонг очень часто раздражает. Всем известно, что хмонги не любят торговаться, и
с глупой улыбкой будут гнуть покупателю свою цену - в общем-то небольшую, но
платить при таком диктате совершенно не хочется. Люди Hmong держатся довольно
отдалённо при первой встрече, и могут казаться в стороне и довольно холодными.
Однако, как только они преодолевают свои предостережения, они становятся
исключительно учтивыми и гостеприимными.
Многие племена
Индокитая делятся на группы согласно высоте, на которой они предпочитают
селиться. По этому ранжиру хмонг занимают одни из наибольших высот (1000-1200
м), предпочитая организовывать свои селения на склонах гор, где на освещенных
солнцем террасах они сжигают лес, растят рис, а частенько и опиум.
Hmong живут в
зданиях, которые расположены на самой земле, не на сваях, как у других племён .
Однако главный этаж их зданий находится не на уровне земли, а под основанием
или по-другому называется, погребом, который они используют для хранения
продовольствия. Некоторые строят более дорогие и удобные Тайские здания, совсем
иного стиля, но вообще Hmong сохранили их традиционный образ жизни. Среди Hmong
было немного новообращённых к Христианству или Буддизму. Они - строгие
анимисты, шаманы которые используют драматические методы войти в контакт с
людьми. Каждый дом имеет алтарь, окутанный перьями петуха, обмоченными в кровь
цыпленка. Hmong культура - сильная и твердая и Hmong люди, вообще очень гордые
и способные.
Они живут в больших
семействах, с двумя или больше спальнями. Глава семьи имеет небольшую власть,
так как люди Hmong - отчаянно независимые люди, которые не нуждаются в
чьём-либо распоряжении. Перед браком, разнородность среди молодёжи нормальная.
Брак сопровождается испытательным сроком прежде, чем платится выкуп за невесту.
Семейство - самая важная единица социальной организации, и позволяется, также,
многожёнство. Hmong мужчины, делают большинство работы в семье. Мужчины делают
самую тяжелую работу, но в её процессе они надеются на поддержку своих жён.
Hmong исторически выращивали много опиума, и пристрастие к зелью в некоторых
деревнях очень высока, чаще всего среди старших мужчин. Hmong , даже больше чем
другие племена, практикуют строгое мужское и женское разделение рабочей силы.
Одна традиция, которая ярче всего иллюстрирует это - это предоставление
новорожденному мальчику кусок металла, при помощи которого он будет делать себе
оружие, в то время как новорождённым девочкам такие специальные обряды не
предоставляются.
По своей религии
хмонг остаются язычниками, поклоняясь духам и предкам. Более цивилизованные
представители племени иногда переходят в христианство.
Сувенирные
возможности племени кажутся безграничными.Одежда их племени пользуется огромным
спросом в Таиланде, и Hmong проявляют себя как отличных деловых партнёров в
этой сфере деятельности. По всему рынку Таиланда можно наблюдать женщин,
которые продают свои изделия. Хотя, подобно другим племенам, вообще бедным,
некоторые семейства и деревни стали относительно богатыми в прошлом десятилетии
Hmong женщины традиционно делают одежду для их семейства из хлопка или гашиша.
Их одежда богато украшена великолепной вышивкой и серебряными драгоценностями.
Hmong мужчины делают
арбалеты, музыкальные инструменты, и другие изделия древесины, бамбука и
ротанговой пальмы. Многие из мужчин также квалифицированы в оружейном
мастерстве.
Hmong - прилежные и
независимые люди, любящие носить серебряные украшения в течение церемоний,
посвящённых духу неба, которому они верят, дух, который создал их собственный
древний образ жизни. В Таиланде и Бирме именно хмонг служат посредниками в
продаже украшений и поделок из далекого Тибета: манускриптов, священных сосудов
и прочих атрибутов шаманского культа, а также фарфоровой посудой из Китая,
искусно сделанной под антиквариат. В Лаосе местные хмонг лишены возможности
столь богатой торговли и предпочитают сами изготавливать сувениры для продажи:
прямо на рынках хмонгские женщины вышивают и ткут платки, полотенца, наволочки
и скатерти с узорами из сюжетов древней племенной мифологии. Здесь же можно купить
аудиокассету с замысловатой хмонгской музыкой - к сожалению, никто не объяснит,
о чем именно поется в их грустных песнях, так как хмонги обычно не учат чужих
языков.
В Таиланде некоторые
из хмонг имеют даже собственные машины, которые паркуются прямо в
трунодоступных селениях у пальмовых свайных хижин без намека на двери и окна. В
течение дня в деревнях пусто: мужчины уходят на промысел, а женщины и дети
собираются на главной площади, где первые ткут и вышивают, а вторые под их
присмотром играют в мяч - дети встают в две шеренги лицом друг к другу и
перекидывают мяч туда-сюда. Вообще, повеселиться они любят - особенными
торжествами выделяется Новый год хмонг в конце ноября - начале декабря. В Лаосе
этот праздник широко празднуется даже в городах.
Фотогаллерея деревни
людей племени голубые HMONG MEO...
12.Племя
Яо (Yao).
Yao называют себя
Mien. Они лингвистически группируются с Meo племенем в Meo -Yao ветви Austro -
Тайского семейства. Mien принадлежат к той же группе Meo -Yao, что и их
родственники hmong. В основном они выходцы из южнокитайской провинции Yunnan
(области Kwangxi and Kwangtung в южном Китае), также они распространенны в
Лаосе, Бирме и Вьетнаме. Правда, в их легендах есть и упоминание о пересечении
моря. В Таиланде насчитывается около 60.000 людей Yao.
Племя Yao когда-то
имело достаточную власть в пределах Китая, и даже одна из принцесс Yao была
женой китайского императора.
Их деревни широко
раскиданы всюду по северо-востоку, с концентрациями вокруг Nan, Phayao и Chiang
Rai . Есть также несколько Yao деревень в Chiang Mai, Lampang, Sukhothai,
Kamphaeng Phet, и Tak.
Mien очень
миролюбивые и дружественные люди, которые гордятся чистотой совести и честью.
Они изящны, любезны и элегантны, и часто ведут себя естественно
аристократически. Они чрезвычайно общительны и открыты, и восхищено изображают
гостепреимных хозяев.
Они - единственное
горное племя, использующее китайский письменный язык, и практикующее письменную
религию, основанную на средневековом китайском Даосизме,хотя в последние годы
было много новообращённых к Христианству и Буддизму. На основе китайской
иероглифики несколько веков назад было изобретено специфическое письмо Mien -
иероглифы похожиена китайские, но для китайцев непонятные. Эта письменность
активно используется даже в самых отдаленных горных племенах: на дверях
наземных пальмовых хижин Mien в северном Таиланде замысловатый календарь на
листе бумаги. "Иконы" Mien, написанные натуральными красками на
бумаге или ткани, можно найти во многих антикварных магазинчиках на севере Вьетнама:
на них изображена сложная многоступенчатая иерархия духов, возглавляемая
главным седовласым божеством. Обычно семьи Mien очень берегут эти изображения,
и лишь голодные времена войн в Индокитае заставили часть из них продать свои
иконы в сувенирные лавки.
Национальный костюм
Mien можно отличить с первого взгляда. Костюм женщин очень отличителен, длинный
черный жакет с ярко-алыми шерстяными отворотами. Свободные брюки и чёрный
тюрбан - вышиты сложными замысловатыми узорами.
Мужчины обычно носят
свободный жакет на кнопках , с вышитыми и обрамлёнными карманами. Зубы обычно
украшаются золотом.
Головной убор детей
очень красив, богато вышит и украшен красными или розовыми помпонами. В
специальных случаях, женщины и дети носят на шее серебряные кольца , с
серебряными цепочками и свисающими вниз украшенниями.
Yao женщины ценятся
за их великолепную вышивку , которая богато украшает одежду каждого члена
семейства.
Общая расцветка
костюма, как и повсюду в Юго-Восточной Азии, зависит от "цвета"
племени: в северном Вьетнаме, к примеру, живут черные Mien, красные Mien и
синие Mien. В Таиланде в костюмах женщин Yao преобладают черно-красные
расцветки.
Деревни Yao обычно
располагаются на большой высоте, дом построен из деревянных из деревянных досок
и обычно стоит на земле. В доме имеется 2-3 выхода, каждый из которых имеет
свое использование. В доме две печи: в одной из них готовится пища для свиней,
которых мьен во множестве разводит. Большинство свиней имеют черную окраску.
Есть комнаты для гостей в жилой части хижины и две или больше спальни. Девочки
достигшего брачного возраста имеют отдельную спальню, в которой они могут
развлекать женихов. В каждом доме есть небольшой алтарь, где Mien поклоняются
духам предков.
В племени часто
возникают моногамные браки. Подобно Hmong, невест выбирают внутри племени,
платят за них выкуп и затем живут с её родителями. Дети автоматически
становятся членами клана отца. Если мужчина беден, или женщина - единственная
дочь, мужчина может прожить всю свою жизнь с семейством его жены. Добрачные
сексуальные отношения обычны, и иногда разрешён брак с другим племенем Yao .
Широко практикуется усыновление детей, как свого клана, так и чужого.
В течении многих лет
их экономика в весьма значительной степени базировалась на культивировании и маркетинге
опиума, хотя склонность к употреблению опиума относительно редка среди них. В
настоящее время, чтобы искоренить культивирование мака опиума в Таиланде, Yao
находят необходимым искать другие пути пополнения семейного бюджета. Для того,
чтобы выжить они выращивают зерно и рис. Yao теперь объединяют в Тайскую жизнь.
Их изящная вышивка пользуется большим спросом у туристов и готовность искать
новые пути, дает надежду для будущего Yao в пределах Таиланда.
Среди других горных
племён - Yao настоящие "бизнесмены". Они также превосходные создатели
металлических орудий труда.
Поскольку они имеют
письменность , в отличие от других племен, они также знают, как делать
высококачественную бумагу.
Mien отмечают новый
год по китайскому календарю.
Язык Mien имеющий много
диалектов, родственно связан с языком племени Hmogn. На оба языка сильно влияет
китайская родословная племён, так что в речи присутствует очень много китайских
слов и выражений. Во всяком случае, Miao-Yao лингвистическая группа включает
три ветви: Miao, Yao, и She. Yao действительно имеют литературу, которая
использует китайские символы, но большинство людей племени безграмотно и не
может читать. Наличие более образованных людей в деревне, которые могут читать
и писать символы это - обычно шаманы, а молодёжь потихоньку привыкает к
Тайскому языку.
Фотогаллерея деревни
племени Yao Mien......
13.Племя
Miabri
Тайцы называют их
"Pi Tong Luang" , что в переводе означает Дух жёлтых листьев. Mlabri
живу глубоко в джунглях Таиланда и стараются не показыватся людям на глаза.
Крыши своих хижин они покрывают банановыми листьями, и когда эти листья желтеют
они снимаются с места и кочуют в новые места богатые дичью и всевозможными
дарами природы. Они не любят когда их называют "Духами", им больше
нравиться "Люди желтых листьев". Эти племена также известны под
названиями "Yumbri" и "Ma Ku". Их численность в мире не
превышает 300 человек. На территори Таиланда их насчытывается около сотни.
Большинство из них обитает в провинции Nan, и несколько семей в Phrae. Говорят,
что до сих пор несколько людей Mlabri живут в Бирме в местечке Kengtung.
Они ведут кочевой
образ жизни группами по 10-12 чел. Вероятно они принадлежат к Mon-Khmer
племенам и являются аборигенами Таиланда, Лаоса и Камбоджи.
Язык Mlabri относится
к Austro-азиатским языкам. Они являются отличными охотниками и собирателями,
единственными в своём роде на Азиатском континенте. Mlabri анимисты.
Mlabri имеют
обыкновение полагаться исключительно на охоту и собирательство. Они имеют
обыкновение перемещать свой лагерь каждую неделю, в зависимости от окружающих
лесных запасов. Их культурные верования препятствуют самостоятельно выращивать
рис, но их вера не запрещает им работать в качестве чернорабочих на чужих
полях. В настоящее время многие нанимаются батраками к Hmong и Тайцам, что бы
как-то прокормить свои семьи. Некотрые туристические компании нанимают Mlabri в
виде живых экспонатов для своих туров.
Приблизительно 160 из
людей Mlabri нашли свё место в деревне Ban Boonyuen . Там, они обеспечены
образованием, руководством, необходимым для них и в конечном счете стараются
самостоятельно преуспеть в сегодняшнем мире.
Не пытайтесь
самостоятельно найти их в джунглях - обязательно возьмите с собой местного
проводника!
14.Племя
Луа (Lua).
Lawa или Lua, как
называют их северные тайцы, живут только в Таиланде. История людей Lawa длинна
и плохо понимается. althaiman.ruИзвестно только, что они уже населяли Таиланд
800 лет назад, когда самих тайцев там и в помине не было. Полагают, что они
пришли из Камбоджи, другие учёные доказывают , что Lawa выходцы из микронезии,
где они обитали ещё 2000 лет тому назад.
althaiman.ruСами Lawa
отождествляют себя как Lavu'a (La-woe-a). Есть предположение что племена Lawa,
когда-то известные как Milakkha или Lowa - мигрировали в северные регионы
долины Mae Ping примерно в 660 году нашей эры. Их относят к Austro-азиатскому
семейству
и согласно
историческим традициям, они, как полагают, являются первыми поселенцами в
Северном Таиланде. Лингвистически они близки к Mon-Khmer ветви, и в
значительной степени были поглощены сообществом тайских народностей.
Большинство поселений
Lawa трудно отличить от тайских деревень, что является крупномасштабной
интеграцией Lawa в Тайское сообщество (общеизвестно, что легендарный король
Менгрэй, который объединил, северный Таиланд был вероятно половиной Lawa ).
В основном поселения
Lawa расположены в области размером около 500 квадратных километров на плато Bo
Luang, между Hot, Mae Sariang and Mae Hong Son и в гористой области Umpai,
юго-восточнее Mae Hong Son. Они здесь всё ещё живут по старым законам, хотя
некоторые уже приняли Буддизм и ведут тайский образ жизни.
Не состоящие в браке
девочки Lawa носят свободные белые блузы, обрамленные по краям розовым. Вокруг
шеи отличительные полосы бус оранжевого и желтого цвета. Тугая юбка разшита
параллельными полосами синего, черного, желтого и розового. При бракосечетании
эти ярко окрашенные платья заменяются желтовато-коричневыми одеждами, но
украшения из бус всё ещё носятся.
Волосы спрятаны в
тюрбане, и обычно женщины курят табак с помощью деревянных трубок.
Имея такое долгое
соседство с тайским народом , деревни племён Lawa полностью интегрировались в
тайские поселения и большинство людей Lawa разговаривают больше на тайском ,
чем на своём родном языке Wa, на котором говорят некоторые племена в Бирме.
В Таиланде
насчитывается около 17.000 чел Lawa.
Их агрокультура
базируется на выращивании риса на сложных горных терассах, со сложной системой
орошения. В этой области сельского хозяйства, они признаны настоящими мастерами
свого дела.
Отношения в
сообществе аналогичны другим племенах и браки моногамны.
Lawa общества имеют
двойную струкуру. Большинство членов племени классифицируется как Lua, или
простые люди, а остальную небольшую группу от которой прослеживается рождение
от Khun Luang Wilanka до короля Lua - называют Kun.
Lawa - анимисты и
поклоняются духам предков, но большинство уже перешло в Буддизм.
15.Племя
Lahu.
Таи называют племя
Lahu - Musur , что означает охотники. Действительно, они когда-то были
замечательными охотниками, пока недостаток дичи и нехватка лесных массивов не
вынудил их занятся сельским хозяйством. Как фермеры они не так эффективны,как
если бы занимались охотой. Они сжигают и вырубаю леса под сельхозугодия, а
когда почва истощается племя вырубает в лесу новый участок.
Lahu появились в
Тибете и юго-западном Китае и мигрировали в Таиланду, через северную Бирму, так
же как в Лаос и Вьетнам. Lahu принадлежат к Tibeto-бирманской ветви
Sino-Тибетского лингвистического семейству. Есть приблизительно 80 000 Lahu ,
рассеянные в Chiang Mai, Chiang Rai, Mae Hong Son, Tak и Kampeng Phet.
Большинство их поселений сконцентрировано близко к бирманской границе.
Lahu разделены на
несколько этнических подгрупп и только 6 из них проживают в Таиланде.
- Lahu Nyi или Musur
Daeng (Краные Lahu)
- Lahu Na или Musur
Dam (Чёрные Lahu)
- Lahu Shehleh или Musur Na
Muey
- Lahu Laba
- Lahu Phu
- Lahu Shi
Эти основные
подгруппы, далее подразделяются на ещё более мелкие.
Жители племени
занимаются тем, что собирают себе корм в джунглях - как и их соседи лису, лаху
считаются отличными охотниками и мастерски изготавливают луки и ловушки для
птиц и зверей. В крайнем случае, если охота надоедает, они возделывают рис и
маниок, дыни, перцы, бобы, ямы, просо, и овощи. В некоторых деревнях, опиум
остается важной товарной культурой. Они также известны своим знанием лечебных
трав. Многие семьи разводят птицу и содержат домашних животных, таких как
свиньи,крупный рогатый скот, лошадей. Впоследствии животных используют для
многих ритуальных процессий и для первозки грузов.
Lahu - поклоняются
духам предков и в большинстве своём - анимисты управляемые одним богом по имени
"Geusha. Некоторые приняли Христианство и Буддизм. Приблизительно 30 %
Lahu были обращены в христианство, и в результате оставили свой традиционный
образ жизни.
Lahu довольно
критически относятся к поиску партнера, для них развод и прелюбодеяние обычны.
Обычно веру той или иной деревни можно определить уже на входе: над поселением
обычно возвышается самый главный дом, стоящий, как правило, на земле и
окруженный забором. Если жители исповедуют христианство, в эту своеобразную
церковь можно даже войти; если нет, вход в храм чужакам строго воспрещен.
Новогодняя церемония
Kho Cha Lor , самый важный период проходящий в течение пяти дней между январем
и мартом, подходящий для того,чтобы благодарить их бога "Geusha" .
Деревни Lahu
располагаются на больших высотах, приблизительно в 1 000 метров. Они гордятся
тем, что выше их не живет никто, кроме горных парнокопытных.
Обычные же дома Lahu
строятся на сваях на склоне горы - храм находится как раз на самой верхней
точке деревни. Здания построены на высоких сваях с бамбуковыми стенами или из
деревянных досок, крыши выложены соломой или травой. Лестница ведет к открытой
центральной жилой области, со складской комнатой в одной стороне и жилыми
комнатами с другой. Есть одна большая спальня, разделенная поперёк по мере
необходимости, согласно размеру семейства. В основной комнате расположен очаг.
Lahu физически
сильнее чем люди других племён, скорее всего на эту особенность влияет жизнь на
больших высотах, ведущая к агрессивности и выносливости.
Черные Lahu наиболее
сохраненённое племя, а также они носят наиболее отличительные костюмы. Lahu
женщины большие умелицы в изготовлении тканей, практически у каждой есть
ткацкий станок с помощью которого они создают причудливые узоры. Женщины Черных
Lahu носят наиболее отличительные костюмы. Они носят черный плащ с
диагональными полосами. Верх рукава украшен красным и желтым.
Женщины Красных Lahu
носят черные брюки с белым обрамлением и яркими рукавами широких красных и
синих полос. Все другие племена Lahu добавиляют в свой традиционный костюм -
саронг и Тайскую рубашку. В любом случае, элементы национального костюма лаху
считаются отличным сувениром, который стоит захватить с собой домой из этих
удивительных мест.
Мужчины и женщины
вместе плетут прекрасные корзины, которые можно найти на многих рынках
Таиланда. Lahu мужчины производят превосходные арбалеты, музыкальные
инструменты, и другие изделия, сделанные из древесины, бамбука и ротанговой
пальмы.<