Хануман
Древний непальский трактат гласит:
"Хануман
обладающий мистической силой – могущественный, первый шаман…"
Хануман
Джаянти – один из важнейших
праздников для индусов. В утреннее время празднования рождения Ханумана, во
всех храмах данного божества происходит служение. Верующие люди всегда
пребывают пораньше, дабы поучаствовать в
Ведических
Церемониях.
Наносящие со статуи Ханумана на свои лбы сидур и
танаг индусы, верят в удачу, которую принесет им божество.
Символизирующий
неимоверную энергию и силу Хануман, способен принимать форму любого предмета,
живого существа. Он владеет способностью левитировать, разгонять облака,
передвигать тяжелые объекты. Индусы преклоняются и почитают данное божество за
владение ним магией и умением побеждать темные силы, превосходящие в
численности.
Хануман почитается как символ физической силы, стойкости и преданности. В древнем индийском эпосе Рамаяна, Хануман выступает хорошим другом бога Рамы. Самым
известным подвигом Ханумана
(детальное описание - Рамаяна), является битва армии обезьян (ванаров), под его
началом, со злыми силами в лице могущественного демона Раваны, похитившего жену бога Рамы. Хануман, в писании, сумел не
только спасти жену Рамы, но и полностью разрушить город Раваны.
После этой славной победы, Хануман стал верным и самым приближенным к господу Раме слугой. Бог обезьян - множество историй о нем, говорят о владении
Ханумана безграничной мудростью, способностью вдохновлять, одолевать любые
препятствия.
Поклонение Богу обезьян
Многие люди соблюдают пост в честь Ханумана (дни:
суббота, вторник). Распространенной практикой для индусов, при
наступление трудностей, является повторение имени бога обезьян, распевание
гимна Chalisa,
провозглашение "bajrang bali ki jay", что в переводе означает
"победа благодаря твоему удару молнией".
Раз в год, в день полнолуния (апрель), во время
восхода солнца, празднуется день рождения
Ханумана. Оно проходит в сопровождении публичных чтений при использовании в
торжестве множества экзотических фруктов. Храмы, возведенные в честь Ханумана, являются одними из наиболее посещаемых святынь в Индии.
Преданность
Характер и сила Ханумана говорят
о безграничном
потенциале, который заложен в каждом из нас.
В Рамаяне, Хануман способен свернуть
горы, перелететь через океан, убить
людоеда, пребывать в поиске абсолютного мира. Величие бога обезьян характеризуется его безмерным
дружелюбием и общей лояльностью, которые сделали его одним из первых
"любимцев" во всей Индии.
ЛЕГЕНДА ВЕЛИКОМ ГЕРОЕ ХАНУМАНЕ
Ханума́н (санскр. हनुमान्, Hanumān, «разбитая челюсть») — божественная
обезьяна, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных
героев «Рамаяны», друг Рамы и Ситы.
Существует несколько легенд о далеком-далеком прошлом. Эти легенды о великом герое древнего эпоса «Рамаяны» - Ханумане. По
мнению некоторых из учителей Индии, Сибирь связана с именем
легендарного героя Ханумана. После своей победы над Раваной, царь Рама
подарил Хануману Сибирь, где в те времена находился прекрасный город с
множеством храмов. После чего Хануман пребывал там, а в более поздние
времена в его честь был возведен храм. Считается, что древний храм
Ханумана находился в районе озера «Шайтан». Благодаря священнодействиям
храма, территория пяти соединенных между собой сибирских озер и по сей
день является некой «аномальной» зоной, а вода в озерах обладает
целительной силой.
Более двадцати пяти тысяч лет назад, между наследным принцем Рамой -
из царства Айодхьи и демоном Раваной с острова Ланки разгорелась война,
из-за похищения Раваной жены Рамы- Ситы. Так как в то время, Рама
находился в изгнании в лесу, его армией стали обезьяны. Предводителем
этой армии стал Хануман считавшийся сыном бога ветра и обладавший
незаурядной мистической силой (сиддхи), а так же он являлся воплощением
Рудры и соответственно обладал всесокрушающей силой. Случилось так, что
во время войны брат Рамы – Лакшман был смертельно ранен. В поисках
целебной травы, дабы спасти жизнь Лакшману, Хануман увеличил себя в
размере и перенесся по небу к холму, на котором росло множество целебных
трав, не зная какое количество нужно травы, Хануман вырвал холм из
земли и весь доставил к границам их лагеря. По окончанию войны, в память
об этом подвиге, Рама подарил Хануману Сибирь.
Существует мнение, что доставленный холм Хануманом, произрастал именно там.
Хануман основал в Сибири свое царство и долго еще правил там. В
последствии же проживавшие в тех местах арийские народы воздвигли
несколько храмов посвященных Хануману, где поклонялись ему, как
воплощению Рудры (Славянский бог Род), как покровителю и защитнику этой
местности. С наступлением ледникового периода, арии мигрировали на юг,
пл-ов Индостан, оставив под действием магической защиты свое место
проживания (что и является по сей день следствием всех «аномалий»
происходящих в этих местах). Арийцы считали, что по окончанию одного из
циклов эпохи- Кали, произойдет возрождение их расы и начнется оно там,
где когда-то правил великий Хануман – земное воплощение Рода (Рудры).
По предсказаниям многих провидцев об окончании цикла (начало
окончания приходится на 2012 год) сопровождающегося многими природными
катаклизмами, не затронутыми окажутся районы: Окунево, Аркаим и городок
Седона в Аризоне.
Поклоняются Хануману и считают его своим великим предком и
непальские шаманы: «Хануман наш пра-пра-дедушка. Он изначальная энергия,
из которой произошли люди. Он форма Господа Шивы, поэтому он
олицетворяет созидательные силы природы. Когда мы входим в транс, мы
просим благословения у Хануман Дэва, т.к. он наш прародитель. Иногда мы
нуждаемся в его помощи непосредственно во время камлания, к примеру, в
тех случаях, когда нам нужно иметь дело с чрезвычайно сильным
противником в лице какого-нибудь духа, или другого шамана, кто «играет в
игры» с нами. Мы можем победить такого противника только в том случае,
когда мы обретаем силу и умения от нашего предка Ханумана. Хануман может
быть призван специальными подношениями, это еда, которую обожают
обезьяны: бананы, папайя, картошка, тыква, огурцы и т.п.»
В одном из древних непальских трактатов говорится: «Хануман –
первый и самый могущественный шаман. Он получил свою мощь от Шивы,
поскольку он сам проявление Махадэва. Он являет собой наши корни. Только
хороший шаман, который может управлять многими силами, в состоянии
призвать Ханумана. Тот, кто делает это, но слаб, будет подавлен его
силой».
Мать Ханумана находившаяся под действием проклятия, обратившего её в ванару, носила имя
Анджана(отсюда одно из имен Ханумана - Анджанея) и была женой Кешари,
могущественного воина из расы ванара. Однажды, когда она гуляла в горах,
её увидел пролетавший мимо бог ветра Ваю и был сражён её красотой. Так
на свет появился Хануман и отсюда его второе имя Марути (сын ветра).
Хануман
унаследовал от своего отца способности к полёту, быстрому перемещению, а
также невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев солнце,
решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и метнул в
Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на
землю. Расстроенный Ваю вместе с сыном удалились в добровольное
заточение. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться и Индра, чтобы
умиротворить Ваю, исцелил Ханумана. После этого случая Хануман и обрёл
свое имя.
Узнав, что бог солнца Сурья — известный учитель,
Хануман увеличился в размерах, чтобы достичь небесного пути Сурьи и
попросил того взять его в ученики. Сурья отказал, сказав, что должен
освещать мир и не может покидать свою колесницу. Тогда Хануман ещё
увеличился в размерах, поставил одну ногу на западную границу мира, а
другую на восточную, что позволило ему все время быть рядом с
колесницей, и ещё раз обратился к Сурье с просьбой об ученичестве.
Удивлённый бог солнца согласился и передал Хануману свои знания.
Хануман
рос большим озорником и частенько подшучивал над отшельниками в горах,
утаскивая у них вещи и предметы культа. Раздражённые мудрецы наложили на
него проклятие — он забывал о своих сверхспособностях и вспоминал
только тогда, когда другие ему напоминали.
Находясь в изгнании,
Рама обратился к ванара за помощью в поисках Ситы, похищенной
повелителем ракшасов Раваной. Когда группа, отправленная на поиски,
достигла южного океанского побережья, все ванара, увидев бескрайний
океан, отказались идти дальше, сославшись на неумение прыгать через
воду. Хануман был опечален, но когда остальные начали восхвалять его
силу, вспомнил о своих сверхспособностях, увеличился в размерах,
перепрыгнул океан и попал на Ланку, где и обнаружил Ситу.
После
встречи с Ситой, Хануман начал разрушать здания на острове, и Мегханада
по прозвищу Индраджит (санскр. इन्द्रजित्, букв. «победитель Индры»),
сын Раваны, собрался поймать Ханумана, угрожая тому «Стрелой Брахмы»
(Брахмастра), особым видом магического оружия — метательным копьём
Брахмы. Несмотря на то, что Брахма даровал Хануману неуязвимость от
своих стрел, он дал себя пленить, надеясь подобраться поближе к Раване и
узнать побольше о силах, которыми тот располагал.
В наказание
Равана приказал поджечь Хануману хвост. Когда палачи попытались обернуть
хвост горючей материей чтобы поджечь, Хануман начал его удлинять,
приведя тем самым палачей в замешательство. Затем он всё-таки позволил
им поджечь свой хвост, сбежал и, прежде чем вернуться к Раме, устроил
большой пожар на острове.
Однажды во время войны Махиравана
(единственный оставшийся сын Раваны) пленил Раму и его брата Лакшману и
заточил их в своём дворце в Патале (подземном мире). Хануман отправился
на поиски и, найдя их, обнаружил, что чтобы убить Махиравану надо задуть
разом пять ламп. Хануман принял облик пятиликого Панчамукхи (санскр.
पञ्चमुख, панча — пять, мукха — лицо), с лицами Варахи, Нарасимхи,
Гаруды, Хаягривы и своим собственным. Задув лампы, он убил Махиравану и
освободил Раму и Лакшману.
После войны, процарствовав несколько
лет, Рама решил покинуть земной мир и удалиться на небеса. Многие из его
окружения решили последовать за ним, даже некоторые ванара, в частности
Сугрива. Однако Хануман не захотел покидать землю и испросил позволения
оставаться на земле, пока люди чтят имя Рамы. Сита одобрила это решение
и распорядилась установить изображения Ханумана в различных
общественных местах, чтобы он мог слышать восхваления в адрес Рамы. Так
Хануман стал одним из семи индуистских бессмертных.
Хануман
участвует и в событиях Махабхараты. Один из братьев пандавов, Бхима,
пребывая в изгнании встречает в лесу Ханумана и не может даже приподнять
хвост, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что
он его брат (Бхима — тоже сын Ваю) и возвещает ему учение о четырёх югах
и об обязанностях четырёх варн.
Культ Ханумана
Культ
Ханумана один из самых популярных в индуизме. Его чтят как наставника в
науках и покровителя деревенской жизни. Из Индии культ Ханумана (и
обезьян вообще) распространился на всю Юго-Восточную Азию, вплоть до
Китая, где его почитают как Сунь У-куна.
Хануман, как татуировка, считается одной из самых сильных татуировок, наделяющих ее владельца безграничной властью и силой, программирующих человека на обретение смелости и уверенности в своей власти (чиновникам и людям "из власти" запрещено пользоваться магией татуировок, в связи с чем они наносятся маслом на тело и становятся невидимыми).
Эзотерическая значимость Ханумана
В индуистской символике, обезьяна олицетворяет человеческий ум,
который постоянно находится в беспокойстве. Наш ум это именно то, над
чем мы должны добиться полного контроля, ум - это обезьяна. Мы не можем
контролировать мир вокруг нас, но мы можем контролировать наш ум,
держать его в строгой дисциплине. Мы не можем выбрать нашу жизнь, но мы
можем выбрать путь в ней, мы можем выбирать наши реакции на любые
происходящие события в нашей жизни.
Хануман, когда он был ребенком, сильно привлекло Солнце, он бросился к
нему, приняв его за прекрасный фрукт, однако на своем пути он отвлекся
на планету Раху и изменил свой путь. Так Хануман это темперамент
человеческого ума, который постоянно находится в возбудимом и
беспокойном состоянии. И только благодаря его вовлечению на путь чистой
бхакти (преданности) он может быть осведомлен о своей глубокой и тихой
природе.
В соответствии с индуистской точкой зрения: «Нет объективного мира» и
«Весь проявленный мир является субъективным феноменом, созданным нашим
собственным «я». Мы, как люди обладаем уникальной способностью созидания
нашего ума. Другими словами, мы в силах изменить, то, как мы
воспринимаем жизнь. Изменяя наши представления о жизни, у нас появляется
сила изменять наш мир. Когда Хануман входит в жизнь Рамы, он меняет Его
мир. Он преобразует кризис (потеря Ситы) в возможность(избавить мир от
Раваны), он превращает жертву в героя. Хануман не обычная обезьяна.
Приступая к поиску Ситы, обезьяны столкнулись с огромным океаном,
лежащим между ними и Ланкой. Они стали задаваться вопросом: как они
будут преодолевать это могущественное препятствие? Кто-то предложил, что
Хануман перепрыгнет океан, но Хануман сомневался: «Я не могу сделать
этого» -отвечал он. В этот момент, один из его товарищей, напомнил
Хануману о невероятной силе спящей в нем. Мгновенно Хануман восстановил
память о своей божественной силе и без труда переодолел океан. Таким
образом, нашему уму так же необходимо напоминать о его необъятном
потенциале, и о том, что он может достичь феноменальных высот при
условии, что поверит в собственные силы. Поистине, Хануман является
символом совершенного ума, воплощающем в себе высокий потенциал
возможностей.
Говоря о значимости Ханумана в Тантре, можно вспомнить эпизод из
эпоса Рамаяны: когда Равана почувствовал близость своего поражения он
послал за единственным оставшихся в живых сыном Махираваной. Махиравана
был великим преданным Богини Кали, от которой он получил жизненно важные
секреты оккультизма. Махиравана не хотел присоединяться к борьбе с
Рамой, т.к. считал действия Рамы справедливыми. Но Равана знал о его
слабости к ритуальной магии и обратился к нему с такими словами:
«Подумай о том, как будет удовлетворена и вознаградит тебя особой силой
Мать Кали, когда ты ей предложишь головы таких мужей, как Рама и
Лакшмана?». И Махиравана поддался искушению. Великому, тантра-мистику-
Махираване, с помощью созданной им иллюзии, удалось похитить Раму и Его
брата Лакшмана. Он унес их в подземное царство Паталы, глубоко в недрах
Земли. Хануман сразу нырнул в подземный тоннель и отправился на Паталу в
царство Махираваны, там он нашел двух братьев приготовленных для
жертвоприношения Богине, их тела были смазаны горчичным маслом и
украшены цветами календулы. Хануман напал на Махиравану, когда тот
пытался показать, как необходимо братьям расположиться на жертвенном
алтаре, обезглавив Махиравану ритуальным лезвием, Хануман сам его
подготовил к жертвоприношению и начертив янтру Богини Кали, по всем
правилам предложил его великой Матери. Своим жертвоприношением Хануман
произвел большое впечатление на Мать Кали, и Она сделала его своим
привратником.
И по сей день, можно видеть, что вход в храм Богини охраняют
обезьяны.
Более того, Хануман всегда вызывается в любой борьбе с черной
магией и амулеты и талисманы с его изображением чрезвычайно действенны.
Ханумана можно назвать «фаворитом» Богини Матери. Тантра представляет
оккультную сторону индуизма. С помощью песнопения мантр и янтр, тантрики
устанавливают канал космической силы - Мироздания на Земле для блага
всего человечества. Хануман считается наиболее совершенным среди
добившихся восьми мистических сил: Анима (способность уменьшать свой
размер), Махима (возможность увеличиваться в размерах), Лагхима
(становится невесомым), Гарима (по желанию увеличивать свой вес), Прапти
(возможность перемещаться в любую точку пространства), Паракамья (сила
воли), Вастива (власть над любыми существами), Иситва (возможность
создавать и уничтожать наравне с богами).
Рамаяна изобилует рассказами иллюстрирующими проявление незаурядных
мистических сил (сиддх) Хануманом, не удивительно, что одно из его имен –
Махасидха. Целью тантрических практик является единение индивидуальной
души с Универсальной душой. В одном из интерпритаций Рамаяны,
санскритских текстов четырнадцатого века, Сита – символизирует
(джива–атму) человека который отделен от Универсльной души (Пара-атмы)
Рамы, Хануман здесь олицетворяет бхакти, которое аннулирует эго
(аханкару) Равану и вновь объединяет джива-атму с Пара-атмой.